Мать и дитя
I.Заговоръ при трудныхъ родахъ.
Не борзясь.
Иже обрѣте Іисусъ Христосъ со Іоанномъ Богословомъ, я обрѣте жену родшу
и сердцемъ болящу, не можетъ родити. И рече Господь нашъ, Іисусъ
Христосъ, Іоанну Богослову: „гряди, Іоанне, рцы ей въ правое ухо: отъ Бога
раждающу, отъ Бога питающу, изыди, младенецъ Христовъ, Христосъ тя
зоветъ“. Помяни, Господи, сыны Едомскія, въ день Іерусалимль глаголющія:
истощайте, истощайте до основанія земли! Яко Твоя держава и Твое есть
царство, и сила, и слава Отца и Сына, и Святаго Духа — нынѣ и присно, и во
вѣки вѣковъ. Аминь.
II.Отъ боли въ ушахъ
Прикладываютъ дитя къ угловому кресту у избы, образующемуся изъ
древней сѣры отъ дѣйствія жара, и говорятъ:
Уголъ рубленъ, крестъ дубовъ; у того у креста не болѣло, не щипѣло и уха не
вертѣло. И такъ бы у раба Божія (имярек) не болѣло и уха не вертѣло, ни въ
день, ни въ ночь, ни въ утренну зарю, ни въ вечерню, ни наву, ни на вѣтру, ни
на перекрою мѣсяцу. Во вѣки вѣковъ. Аминь.
III.При родахъ.
а) Къ женщинѣ, начинающей мучиться родами, призываютъ повивальную
бабку. Деревенская повивальная бабка, какъ только заходитъ въ двери къ
больной говоритъ:
«Отпирайте, отпирайте! отперли, отперли. Запрягайте, запрягайте;
поѣзжайте, поѣзжайте! Поѣхали, поѣхали; ѣдутъ, ѣдутъ».
Это говорится дла того, чтобы больная скорѣе разрѣшилась отъ бремени.
Послѣ этого бабка осматриваетъ больную и начинаетъ помогать ей своими
средствами
б) Бабка беретъ квашню, замѣшиваетъ въ ней ржаное тѣсто и
приговариваетъ:
«Я тебя, квашеночка, творю съ вечера до утра; такъ бы робицѣ Божіей (имя
рекъ) мучиться одинъ часокъ минутный.»
И даетъ больной принимать это тѣсто съ ложки.
в) Если приведенныя слова не помогаютъ, то бабка наливаетъ въ какой либо
сосудъ воды и шепчеть просебя въ воду три раза слова:
«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Изъ города Іерусалима идетъ Іисусъ
Христосъ, Мати Марія родила Сына, Іисуса Христа, не болѣвши, не
стонавши и люди не слыхавши. Такъ бы рабицѣ Божіей (имя рекъ) родить
младенца не стонавши, не болѣвши и люди не слыхавши.
И даетъ эту воду пить больной.
г) Не помогаютъ и эти слова, также въ воду говоритъ другія:
«Во имя «Отца и Сына и Св. Духа. Стану я рабица. Божія (имя рекъ)
благословясь, пойду перекрестясь, изъ избы дверьми, изъ двора воротами, въ
чисто поле за дворами, въ восточну сторону. Въ восточной сторонѣ съ небесъ
стоитъ серебрянная лѣстница, по серебрянной лѣстницѣ ползетъ Мать
Пресвятая Богородица съ золотыми ключами, съ шелковыми поясами,
отпирать, отмыкать мясной ларецъ. Я рабица Божія помолюсь и покорюсь:
Мать Пресвятая Богородица отпирай, отмыкай у рабицѣ Божіей (имя рекъ)
мясной ларецъ, выпускай отрока (или отрочиху) на Божью волю, на бѣлой
свѣтъ».
д) Это заклинаніе въ городѣ Холмогорахъ произносятъ такъ:
«Стану я рабъ божій (имярекъ) благословясь, пойду перекрестясь, изъ избы
дверьми, изъ двора воротами. Выйду я въ чистое поле, помолюсь и
поклонюсь на восточну сторуну. На той восточной сторонѣ стоитъ престолъ
Господень. На томъ престолѣ Господнемъ сидитъ Пресвятая Мати Божья
Богородица. И помолюсь, Пресвятой Матери Божьей Богородицѣ; Пресвятая
Мати Богородица, соходи съ престола Господня и бери свои золотые ключи и
отпирай у рабы Божіей (имя рекъ) мясные ворота, и выпущай младеня на
свѣтъ и на божью волю. Во вѣки вѣковъ, аминь.»
Говорится трижды на воду, которую даютъ пить родильницѣ, или которою
обкачиваютъ больную.
е) Еще средство при родахъ. Бабка идетъ за водой на рѣку, почерпаетъ ее въ
свою посудину девять разъ и девять разъ говоритъ слова:
«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Матушка рѣка Вага дала мнѣ ключи пьяны,
отпирала гору каменную, пропускала голову костяную.» И воду эту больная
должна пить.
ж) Всѣ приведенныя здѣсъ слова заканчиваются слѣдующимъ заклинаніемъ:
«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Стану я, рабица божія (имя рекъ),
благословясь, пойду перекрестясь изъ избы дверьми, изъ двора воротами, въ
чисто поле задворами, къ окіяну морю. Въ окіянѣ морѣ есть сѣрый, бурый
камень, на сѣромъ буромъ камнѣ сидитъ старъ матеръ человѣкъ, держитъ въ
правой рукѣ желѣзный молотокъ, бьетъ побиваетъ, крѣпкія слова
прибиваетъ: Я рабица божія (имя рекъ) помолюсь и покорюсь: «ты старъ
матеръ человѣсъ, бей, побивай; мои крѣпкія слова прибивай. Возьми
тридевять ключей, отпирай тридевять замковъ, положи мои слова, запри и
замкни, снеси эти слова въ окіянъ-море, положи эти ключи подъ сѣрый
бурый камень, чтобы люди не знали и рабы не слыхали».
IV.Надъ новорожденнымъ.
а) Когда родится младенецъ, бабка обмываеть его и кладетъ подъ образа
приговаривая:
«Будь мое дитятко счастливо и талантливое; будь мое дитятко губернаторша
или чиновница, попадья или протопопица.» А если младенецъ мужскаго
пола, то говорятъ: будь губернаторъ, или чиновникъ и пр.
б) Послѣ этого, бабка беретъ у матери повойникъ, кладетъ его на пупъ
новорожденнаго, беретъ его въ зубы и говоритъ:
«Грызу я загрызаю двѣнадцать грыжъ: грыжу пуповую, грыжу нутряную,
грыжу сердцевую, грыжу шулятную.»
в) Послѣ родовъ бабка идетъ съ ребенкомъ и его матерью въ баню; въ банѣ
беретъ кусочекъ хлѣба и говоритъ въ него слова:
«Какъ на хлѣбъ-на соль и на камешокъ ничто не приходитъ, такъ бы и на
рабицу божію (имя рекъ), ничто не приходило: не притчи, не прикосы, не
озѣвы, не оговоры и никакія скорби. Поставлю я кругомъ тебя (родильницы)
тынъ желѣзный отъ земли и до неба, отъ востоку до запада.»
Хлѣбъ этотъ кладется въ пазуху родильниицѣ.
г) Въ банѣ бабка въ воду, въ которой будетъ мыть младенца, кладетъ три
камешка, которые беретъ изъ избы, съ улицы и изъ бани, и говоритъ:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Какъ эти камешки спятъ и молчатъ,
никогда не кричатъ, не ревятъ и ничего они не знаютъ, ни уроковъ, ни
призору, ни озѣву, ни оговору и никакой скорби, такъ бы и у меня рабѣ божій
младенецъ спалъ бы и молчалъ, никогда не кричалъ, не ревѣлъ и ничего бы
онъ не зналъ: ни уроковъ, ни призору, ни озѣву, ни оговору и никакой
скорби. Будьте мои слова плотно на плотно, крѣпко на крѣпко; къ моимъ
словамъ ключь и замокъ и булатна печать.»
д) Часть воды бабка наливаетъ на каменку и говоритъ:
«Мою я младенца въ жару да въ пару, Какъ идетъ изъ каменки жаръ, изъ
дымника паръ, изъ сѣней дымъ, такъ бы сходили съ раба божія всякія скорби
и болѣзни.»